Чтобы отдых прошел не зря, мы с другом решили съездить в Казахстан в местный курортный городок — Боровое, который известен своими чистыми озерами и горой Кокшетау, у подножия которой он и находится. Приняли решение ехать на машине, так расстояние до Борового не очень большое, а передвижение на машине дает определенную свободу. Вся дорога из Тобольска до Борового, с учетом прохождения границы, заняла 12 часов, пройденное расстояние около 750 км.

Выехали мы в 7 августа около 2-х часов ночи и на границе (Казанка) с Казахстаном были уже в 6:30 утра. К этому времени там уже была небольшая очереднь, в которую мы и встали. Можно сразу отнести документы (на машину и паспорта всех пассажиров) для регистрации в будку у шлагбаума, чтобы потом не задерживать очередь. После шлагбаума нужно пройти таможенный осмотр, уверенно сказать нет, на вопросы о запрещенных предметах и ехать на паспортный контроль. Оформление ввоза и вывоза машины больше не нужно, после вступления России и Казахстана в Таможенный союз. На паспортном контроле задают стандартные вопросы о цели визита в Казахстан (отвечайте — туризм), расписываются в бумажке и отпускают. Кстати, для въезда в Казахстан достаточно иметь действующий российский паспорт, загранпаспорт не нужен.

После проезда 1 километра по «ничейной» территории мы попадаем на Казахскую границу. Она проходится не так просто как Российская. Основная проблема — это стойкое желание казахских пограничников поиметь денег с российских туристов. Они пытаются «оштрафовать» за каждую мелочь: не туда встал, не туда проехал, проехал без разрешения и прочее. Делайте все максимально корректно и только по указаниям пограничников, не поддавайтесь на провокации.

Нам можно сказать повезло, особо сильно не придирались, в багажнике не копались, задали стандартные вопросы и сказали, что можно ехать. 2-3 часа на границы и вот мы уже едем по территории Казахстана. Не забудьте купить страховку сразу на выезде с Казахской границы и наклейку RUS, если у вас ее нет. Страховка стоит недорого (меньше руб на неделю, но позволит избежать лишних проблем при проверки документов (нас останавливали более 5 раз на одну неделю).

Дорога на Казахской стороне просто ужасная, асфальт весь в ямах и кочках, но мы как-то умудрялись ехать со скоростью почти 100 км/ч.

После 6 часов тяжелой, но успешной борьбы со сном, в 14:30 мы наконец-то приехали в Боровое . Не удивляйтесь, если вы не увидите нигде название Боровое, потому что по казахски этот городок называется Бурабай, так что не пропустите указатель.

В первый день нас больше не хватило ни на что, кроме как поесть и поспать.

На воторой день, проснувшись по-раньше, мы отправились изучать окресности. Природа в этом месте конечно отличная, особенно впечатляют горные пейзажи, когда вокруг ровная степь и ничего более. Первым делом, мы полезли осматривать местные горы (На вершине небольшой горы, помешали одной паре в занятиях «очень важным делом»).

Вид на гору Кокшетау (947 метров) и на местного «сфинкса»
1)

2)

В этот же день мы решили искупаться. Озеро Боровое оказалось не таким чистым, как это представлялось в начале, но это все равно лучше, чем большинство рек в России. Вода была конечно не горячая, но вполне подходила для купания, тем более для августа.

Одним из основных занятий в поезде — это было чревоугодие. Ходили в рестраны и пробовали различные блюда, которые тяжело встретить в других местах. Успели попробовать многое, но к сожалению не все: бешпармак, лангам, манты, шашлык из баранины, хлебные лепешки и многое другое, названия сложно запомнить. Одним из главных впечатлений был кумыс, давно его хотел попробовать. Кумыс — кисломолочный напиток из кобыльего молока, вкусом чем-то похожий на Тан. Вкус для меня оказался настолько специфическим, что дописать его пришлось на спор «через не хочу».

Еда в местных ресторах относительно недорогая, нормальный ужин или обед из мясных блюд обойдется в 300-400 рублей. Только один раз в одном из ресторанов мы «попали» с чаем, которого не было в меню, а цену мы узнали только рассматривая счет, оказалось, что он стоил 1500 тенге (около 300 руб) за чайник (обычно он стоит 300 тенге).

В общем для любителей хорошо поесть (особенно блюд из баранины) в Казахстане будет раздолье

На следующий день мы решили поехать в Астану, чтобы посмотреть на современную столицу Казахстана, ехать туда было всего ничего — 250км.

Дорога от Щучинска (соседний с Боровым город) до Астаны — это 6-ти полосная автомагистраль с разрешенной скоростью 120 км/ч.  Дорога из асфальто-бетона и имеет отличное покрытие.

3) Дорога в Астану

Доехать до останы по такой дороге, оказалось простой задачей, а вот попасть в город было уже сложнее. В указателях запутались и пришлось пробираться в город через промзону.

Новая часть Астаны (бывший Акмолинск), которая находится за рекой, представляет из себя современный и вылизанный город. Конструкция зданий поражает своей изобретательностью , а главным символом является Байтерек — монумент, построенный как символ переноса столицы.

4) Байтерек – символ современного Казахстана

5)

6)

На Байтерек можно подняться наверх на смотровую площадку, стоит это недорого, а вид открывается интересный.

7) А за порядком в куполе Байтерека следят симпатичные казашки 🙂

Дальше мы пошли гулять по городу

8 ) Главная мечеть Астаны

9)

10) Пешеходный проспект в Астане

11) Современная архитектура Астаны

12)

Потом мы зашли в местный ресторан в виде юрты, где заказали шашлык из баранины и кумыс, который я пробовал первый раз. Было интересно попробовать такой знаменитый напиток, но допить я его не смог, вкус отвратительный. Если кто-то любит кисломолочный напиток “Тан”, то вам может быть понравится и кумыс, но мой организм его не принял.

Астана производит интересное впечатление, но разница между старыми кварталами и новой вылизанной Астаной слишком разительна. Современная часть Астаны смотрится как музей, куда даже местные жители приходят посмотреть на достопримечательности. Вывод один: Астана — город контрастов.

Девушки в Астане сами проявляют инициативу при знакомстве, причем девушки обычные:))

Очень удивило то, что даже в Астане, на мой взгляд, больее 80% населения говорят на русском. В смысле не то, то они могут говорить, а то, что они реально говорят между собой на русском. Причем это казахи по национальности. Особенно молодое поколение. Русская речь и письмо видны по всюду.

На следующий день мы хотели подняться на Кокшетау, но все высокие горы и восхождения были закрыты из-за множества лесных пожаров. Очень жаль, так как это было одной из целью поездки. Пришлось просто поболтаться у подножия горы и посмотреть местные достопримечательности в виде трона одного из самых известных казахских ханов (имя к сожалению забыл). Трон кстати выглядит как просто большой камень.

Там же можно сфотографироваться со степными орлами на руках. Большие они, весят под 5 килограмм, в одной руке очень сложно удержать.

13) Степной орел

14)

Остальные дни проходили в ленивой курортной жизни, лежание на кровати, купании, хождение по ресторанам и осмотра немногочисленных местных достопримечательностей.

В Боровом есть казино (это казахская игровая зона), я думал попытать счастье в покер, но после того как узнал какие у них минимальные блайнды ($10/$20) я решил, что может быть в следующий раз

Перед отъездом еще решили полазить по местным каменным горкам, подъем на некоторые из которых, оказался очень не тривиальным и небезопасным. Пришлось применять акробатические трюки, чтобы подняться на вершину. Но вид с вершины окупает все опасности и сложности подъема.

15)

16)

Семь дней отпуска закончились и опять в ночь мы двинулись в обратный путь на Родину. Еще 12 часов дороги, таможня и утро в теплой постели.

Итоги:

Страна

Про страну сложно написать что-то новое, особенно про северную ее часть. От России отличается не многим, только еще больше распиздяйства и хуже дороги. Вдоль всех дорог висят портреты Нурсултана Назарбаева, с колхозницами, рабочими, спортсменами итд, ну в общем у них все также хорошо как и у нас, а может быть еще лучше  Страна быстро развивается, пресловутый ВВП растет темпами не ниже, чем в России, но судя по состоянию дорог и прочей инфраструктуры, развиваться им еще предстоит долго. К сожалению не удалось побывать пока в южных областях страны и в старой столице Алма-Ате, там были бы наверно совсем другие впечатления. Вообще если ехать в Казахстан, чтобы посмотреть страну, то надо ехать на юг. На север Казахстана ездят в основном россияне, которые живут в соседних областях или имет родственников в Казахстане, а иначе делать там нечего.

Люди

Первое, что впечатлило и запомнилось, это то, что все понимают по-русски и более 80% (по мнению местных около 60%), говорят в быту на русском языке, даже сами казахи. Разговаривал с девушками в Астане (кстати очень дружелюбный город в этом плане), они говорят, что многие молодые казахи вообще плохо понимают по казахски и продпочитают говорить по-русски. Мне это показалось странным, на каком же языке у них преподают в школах? Вообще люди в Казахстане дружелюбные, впрочем как и во всей Азии. Даже пытаются развести или обмануть с улыбкой:)

Транспорт

Так как мы были на своем транспорте, поэтому местным мы не пользовались. Дороги в больше своей части ужасные и явно не ремонтировались с советских времен, но то, что стоят новые, делают конечно на совесть. Автомагистраль протяженностью 250 км из асфальто-бетона Щучинкс-Астана конечно впечатлила. Хорошая, широкая дорога. Тем кто едет в Казахстан на машине, особо стоит обратить внимание на соблюдение всех формальностей с документами и лучше заранее оборвать тонировку:) Они любят к этому придираться. Останавливают часто и без видимых причин, но если все впорядке отпускают без вопросов.

Деньги

Валютой Казахстана является тенге, примерный курс на сегодня 1 рубль = 4.7 тенге.

Нам показалось, что в Казахстане все дешево, тем более мы были в курортном городке, где цены выше, чем в других местах. Еда стоит немного дешевле, чем у нас, а одежда гораздо дешевле. Жилье в Боровом можно найти от 300 рублей и выше за ночь, но на что-то приличное за такие деньги расчитывать сложно. Местные санатории просят от 1500 рублей и выше. В целом страна не покзалась нам дорогой, даже для туристов.

Достопримечательности

На севере страны достопримечательностей не так много. Боровое (Бурабай) — очень интересное место с хорошей природой. Вокруг сосновые леса, горы и озера. На озере хорошо отдохнуть несколько дней. Если кто-то поедет на озера (в России их называют «Голубые озера»), то рекомендую остановится в Боровом, а не в Щучинске, так как он «поживее». Стоит конечно съездить в столицу Казахстана — Астану, но одного дня вполне достаточно, чтобы посмотреть основные места. Наиболее интересна там современная часть города с его символом Байтереком. За остальными достопримечательностями Казахстана  стоит ехать на юг и в Алма-Ату.

Кухня

Мне, как большому любителю мяса, казахская кухня очень понравилась. Большинство блюд содержат мясо в том или ином виде, чаще всего конечно баранину. Традиционным казахским блюдом является бешбармак — мясо с лапшой (очень широкой). Обязательно стоит хоть раз попробовать традиционный напиток Кумыс — кисломолочный продукт из коньего молока. Он не каждому придется по вкусу, но побывать в Казахстане и не попробовать кумыс — это непозволительно:) Также в Казахстане легко найти узбекскую и уйгурские кухни.

Выводы

Если говорить честно, то на севере Казахстана делать абсолютно нечего. Но люди из приграничных областей (как собственно и мы) едут туда, чтобы искупаться и отдохнуть. Это вполне объяснимо, так как природа там действительно интересная, а цена будет примерно такая же (если не дешевле) как в санатории под Тюменью. Если Вы хотите посетить Казахстан, чтобы познакомиться со страной и ее культурой, то я бы рекомендовал ехать на юг страны (хотя сам лично там пока не был).

Удачных Вам путешествий.

PS: Если вы давно хотели путешествовать самостоятельно без переплаты турфирмам, но не знали с чего начать, настоятельно рекомендую прочитать статью “Как путешествовать самостоятельно“. После ее прочтения многие вопросы и проблемы отпадут.